AFS service - спонсор здоровья твоего авто

Периодичность замены масла авто: советы и рекомендации

Периодичность замены масла – актуальный для многих автолюбителей вопрос. Хоть автопроизводитель и советует менять его каждые 12-15 тысяч км пробега, но такой интервал вызывает определенные сомнения. Действительно, лучше отталкиваться не от данных показателей, а от других параметров. Ведь на необходимость замены масла влияет довольно много различных факторов.

Когда менять масло?

В инструкции автопроизводитель всегда указывает регламент замены масла. Правда, вне зависимости от марки автомобиля этот параметр равен примерно 15 тысяч км. А на него влияет десяток разных факторов:

  • вид топлива;
  • объем движка;
  • вид применяемого масла;
  • состояние масла;
  • метод замены;
  • пробег движка;
  • техсостояние машины;
  • эксплуатационные условия;
  • качество расходников.

Советы автопроизводителя в перечень не включены. Ведь для любого автоконцерна срок замены масла в автомобиле – стандартная маркетинговая фишка.

Советы по замене масла

Полностью игнорировать рекомендации автопроизводителя не рекомендуется, надо лишь вносить в них некоторые правки. То есть, учитывать эксплуатационные условия.

Всего существует 2 способа, с помощью которых можно рассчитать, когда менять масло. Для корректных данных в машине должно быть ЭБУ, показывающее среднюю скорость и расход топлива как минимум за последние 1000 км пробега (чем больше – тем более точной получится цифра).

Способ №1

Первый метод подразумевает расчет по скорости. Тут понадобятся данные из таблицы, в которой показаны типы масел и показатели моточасов:

 

Тип масла Количество моточасов
Минеральное 150
Полусинтетическое 200
API SJ/SL 250
API SM/SN 300-350
Полиальфаолефины 350-400
Эстеры 400-450

Допустим, в движке залито синтетическое масло класса SJ/SL. Его рабочий ресурс составляет 250 моточасов. Чтобы узнать пробег, надо умножить это значение на среднюю скорость авто (предположим, 30 км/ч). Итого получится:

250 х 30 = 7500 км

Как видите, это значение почти вдвое меньше от рекомендованного производителем.

А если взять масло класса эстеры, то получится:

450 x 30 = 13500 км

Эта цифра уже попадает в рекомендованный диапазон, но зато вы будете точно знать, когда пора заменить масло в двигателе. На практике она всегда меньше от указанного в рекомендациях значения – примерно в 1,5-2 раза.

Способ №2

Второй метод подразумевает расчет с учетом расхода топлива. В данном случае надо знать:

  • рекомендованный производителем пробег для замены масла;
  • расход топлива на 100 км по паспорту;
  • реальный расход топлива на 100 км.

Допустим, первое значение равно 10000 км, второе – 8 л на 100 км, третье – 10,5 л на 100 км.

Сначала надо узнать, сколько в теории автомобиль должен потратить масла, чтобы проехать 10 тысяч км:

10000 км x 8 л / 100 км = 800 л

Далее нужно рассчитать данные с учетом реального расхода топлива:

10000 км * 10,5 л / 100 км = 1050 л

И напоследок останется выяснить, через какой пробег понадобится замена масла:

800 л * 10000 км / 1050 л = 7619 км

Как видите, данное значение недалеко ушло от 7500 км, которое получилось при расчете предыдущим способом.

Визуальный осмотр

Также вместо сложных расчетов можно просто визуально осмотреть масло. Достаточно лишь иногда открывать капот. Если масло течет как вода – требуется замена.

Другой способ: посмотреть растекание состава на салфетке. Если пятно получится большим – тоже нужна замена.

Когда менять масло в дизельном движке?

Время замены масла в дизельном движке рассчитывается аналогичными способами. Но тут надо учитывать, что оно подвергается сильному внешнему воздействию, и менять его придется чаще.

Чтобы не тратить время на нудные расчеты, можно взять рекомендованный производителем пробег и разделить его вдвое. В первую очередь это касается владельцев легковушек, фургонов и небольших грузовиков. На практике в дизельном движке масло меняют после 8-10 тысяч км пробега.

Сроки замены масла в коробке передач

У автомобилей с полным или передним приводом масло меняется часто. У машин с заднеприводной МКПП – реже. Все потому, что у последних моделей низкие температурные нагрузки, и масло дольше сохраняет нужные свойства и служит дольше.

Разная периодичность замены объясняется и тем, что в АКПП масло помимо основной задачи удаляет микрочастицы, появляющиеся во время работы шестерен. Плюс при перегреве гидротрансформатора оно улучшает теплоотвод. А в МКПП масло применяется лишь для смазки.

Конкретных сроков замены никто не скажет. Эта цифра зависит от многих параметров, в том числе от используемого масла, марки и модели автомобиля:

  1. Для старых заднеприводных легковушек обычно используют минеральное масло. Его замена проводится каждые 30-40 тысяч км.
  2. Для переднеприводных моделей применяют полусинтетику. Она меняется каждые 45-50 тысяч км.
  3. В коробку передач дорогих машин заливают синтетику с защитным присадками. Такая смазка способна самоочищаться, поэтому ее хватает на 50 тысяч км (для АКПП) или 70 тысяч км пробега (для МКПП).
  4. Для машин с клиноременными вариаторами масло меняется после 60 тысяч км пробега. Но при экстремальном вождении или езде по плохим дорогам эта цифра может уменьшиться до 50 тысяч км.

Зачем надо регулярно менять моторное масло?

Любое моторное масло защищает детали движка. Ведь во время эксплуатации автомобиля они постепенно разрушаются: во время езды – быстрее, во время простоя – медленнее. Моторное масло замедляет этот процесс, продлевая срок службы двигателя. Поэтому его и меняют как минимум ежегодно.

Если же замена масла в авто будет проводиться редко, то можно столкнуться с такими негативными последствиями как:

  • формирование отложений;
  • ускоренный износ движка;
  • повышение вязкости масла;
  • трудности с запуском на холодную;
  • отказ двигателя;
  • ускоренный износ турбокомпрессора (если он есть).

В итоге придется обращаться в автосервис и платить за ремонт, который определенно ударит по карману.

Вместо заключения

Периодичность замены масла определяется самим автовладельцем, ведь данный параметр зависит от многих факторов. Можно отталкиваться от рекомендуемого автопроизводителем значения, но лучше рассчитать его вручную – любым удобным способом. Также можно визуально осматривать масло в двигателе и определять необходимость замены на глаз.